До 1968 года предприятие Альберто Беджио было маленькой велосипедной
фабрикой. С приходом в компанию сына Альберто Ивано Беджио началось
производство мини-байков и мопедов с покупными 50-кубовыми моторами. В
1970 году в производственную программу вошли 50-кубовые мотоциклы –
дорожно-спортивный «Колибри» и внедорожный «Скарабео». Через шесть лет
компания начала производство спортивных внедорожных мотоциклов со
125-кубовыми и 250-кубовыми двухтактными двигателями «Закс», «Хиро» и
«Ротакс».
До начала 80-х годов «Априлия» оставалась весьма
скромным изготовителем мототехники, выпуская порядка 4-х тысяч машин в
год. Но к концу десятилетия небольшое предприятие, увеличив объемы
продаж в 30 раз, превратилось в большой концерн. Немалую роль в этом
сыграли успешная гоночная программа, быстрое обновление моделей и
сотрудничество с австрийской компанией «Ротакс», двигатели которой до
последнего времени применялись на всей продукции «Априлии».
В
1982 году дебютировал мотоцикл Aprilia 125 ST со 125-кубовым двухтактным
18-сильным двигателем жидкостного охлаждения и ходовой частью,
включавшей в себя дисковый тормоз и заднюю подвеску с моноамортизатором и
прогрессивной характеристикой. В следующем году началось изготовление
мотоциклов двойного назначения серии ЕТХ с двухтактными моторами
жидкостного охлаждения рабочим объемом 125 и 200 сс. Параллельно был
освоен выпуск аналогичных 50-кубовых моделей, а с 1984 года – мотоциклов
двойного назначения с четырехтактными двигателями рабочим объемом 350 и
600 сс.
В 1985 году «Априлия» впервые выставила свои мотоциклы
на трассы чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. К настоящему
моменту гонщики на мотоциклах этой марки завоевали более 10 титулов
чемпиона мира в классах 125 и 250 сс. Одновременно компания начала
производство маленького спортбайка AF1 со 125-кубовым двухтактным
двигателем мощностью 26 л.с., диагональной рамой и пластиковым
обтекателем. Завершает производственную программу мотоцикл «Ред Роуз» в
американском стиле, с двухтактными моторами рабочим объемом 50 или 125
сс.
Одной из первых среди европейских компаний «Априлия» начала в
1990 году производство скутеров нового типа – с пластиковой облицовкой и
автоматическим клиноременным вариатором. Первой стала скромная
городская машина «Амико» с 50-кубовым двухтактным двигателем. Совершенно
иной облик получила новинка 1992 года Априлия SR 50 – динамичная машина
на 13-дюймовых колесах, с жесткой пространственной рамой, ставшая
первым европейским спортскутером. На следующий год дебютировал
50-кубовый скутер «Скарабео» на 16-дюймовых колесах, который с тех пор
стал бестселлером компании. Через год производственную программу
дополнил 50-кубовый внедорожный скутер «Ралли».
В 1995 году на
рынок вышел скутер «Леонардо» со 125-кубовым четырехтактным двигателем
жидкостного охлаждения, оснащенным четырехклапанной головкой цилиндра. С
1998 года этот мотор устанавливается и на «Скарабео». В 1997 году
версия «Соник» сменила на конвейере устаревшую модель «Амико». Кроме
модернизации модельного ряда скутеров, в середине 90-х годов компания
«Априлия» преступила к строительству завода двигателей. Первой машиной с
мотором собственного производства стал в 1998 году ретроскутер
«Гавана».
Параллельно с изготовлением скутеров расширялось и
мотоциклетное производство. В 1990 году дебютировал туристский эндуро
«Пегасо» с рамой из алюминиевого сплава и 650-кубовым двигателем
жидкостного охлаждения с пятиклапанной головкой цилиндра. В 1994 году
компания представила модель «Мото 6.5» со сходным по конструкции мотором
и уникальной вневременной внешностью, над которой поработал французский
маэстро дизайна Саша Лакик. Тогда же дебютировал спортбайк RS 250 с
двухцилиндровым 250-кубовым 70-сильным двухтактным двигателем Сузуки.
С
1993 по 1999 год компания по заказу концерна BMW собирала на своем
конвейере мотоциклы сери BMW F650. В 1996 году сенсацией мотосалона в
Болонье стал экспериментальный мотоцикл «Шива» с двухцилиндровым
V-образным тысячекубовым четырехтактным двигателем. Через год этот мотор
в 128-сильном варианте появился на спортбайке Aprilia RSV 1000. Другие
его модификации применяются на спортивно-туристских машинах SL 1000
Falco и RST 1000 Futura, а также на туристском эндуро ETV 1000 Caponord.
В
2000 году «Априлия» первой в мире начала серийное производство
двухтактного двигателя с впрыском бензовоздушной смеси по лицензии
австралийской компании «Орбитал». Эта схема в итальянском исполнении
получившая название Ditech, позволяет добиться экономичной работы и
чистоты выхлопа, сравнимых с лучшими четырехтактными моторами. Первой
машиной с таким двигателем стал скутер Aprilia SR 50.
Сейчас
компания «Априлия» выпускает около 300 тысяч двухколесных машин в год и
по общему объему производства мототехники занимает второе место в Европе
после концерна Пьяджио. В 2000 году она присоединила к себе известные
итальянские мотоциклетные фирмы «Лаверда» и «МотоГуцци».