Помните, когда ваш мотоцикл был совсем новым, как он замечательно
входил в повороты, держал курс - просто сказка! Но прошло время, и на
знакомом повороте вы чуть не вылетели на обочину, а отпустив однажды
руль, чтобы приоткрыть стекло шлема, с трудом удержались на дороге.
Что-то в мотоцикле изменилось и не в лучшую сторону. Как быть? Не
торопитесь обращаться к спецам. Вполне возможно, неполадки сможете
устранить самостоятельно. Для этого не помешает разобраться в
том, как работает подвеска и что могло выйти из строя. В большинстве
случаев проблемы с управляемостью решаются достаточно легко, нужно лишь
вспомнить некоторые азбучные истины. Например, регулярно контролируйте
давление в шинах - при пониженном давлении мотоцикл поворачивает хуже.
На скорости в повороте переднее колесо стремится ввернуться в вираж. На
перекаченных же шинах байк резко дергается при наезде на кочки, подвеска
кажется жестче, чем есть на самом деле. Осмотрите
шины: если они изношены, приличной управляемости не ждите. Чаще покрышки
быстро изнашиваются по центру. Что проявляется опять-таки в поворотах:
сначала мотоцикл трудно "положить", а в какой-то момент машина вдруг
начинает резко,"валиться" в поворот. При пересечении элементов разметки
байк болтает из стороны в сторону. И, конечно, тип и размер покрышек
должны строго соответствовать конкретному мотоциклу. Помните: шире - не
значит лучше. Есть и еще один фактор, что пагубно сказывается
на управляемости, - непрямолинейность качения колес. Мотоцикл начнет
тащить в сторону, почувствуете разницу в устойчивости при прохождении
левых и правых поворотов... Поправить положение поможет правильная
установка заднего колеса. Сделать это можно при помощи всего лишь ровной
планки или доски. У всех современных спортбайков колеса разной ширины,
поэтому нужно приложить доску к плоскости заднего колеса (как можно
ближе к оси) и замерить расстояние между краем доски и передним колесом,
которое должно стоять ровно. Затем повторите то же самое с другой
стороны. Если геометрия вашего байка не нарушена, результаты замеров
должны быть одинаковы. В противном случае, нужно отрегулировать заднюю
ось до полного совпадения этих величин. Когда подобные операции не
приведут к ожидаемому, то можете не сомневаться: рама, задний маятник
или передняя вилка мотоцикла деформированы. Но когда все в порядке, а
вам кажется, что байк управляется хуже, чем должен, не отчаивайтесь. Есть еще масса причин, неполадок, которые можно устранить самостоятельно. Начнем
с подшипников рулевой колонки. Они несут на себе больше половины веса
мотоцикла и при этом должны вращаться легко, с минимальным
сопротивлением. Любое отклонение от правильной регулировки подшипников
ведет к ухудшению управляемости. Изношенные или слабозатянутые
подшипники - причина люфта передней вилки относительно рамы. Руление в
этом случае неуверенное, вас трясет и болтает, а при торможении и
проезде неровностей на руле ощущаются стуки. Проверить состояние
подшипников можно - достаточно вывесить переднее колесо. Взявшись за
нижнюю часть подвижных труб и потолкав их вперед-назад, вы все поймете:
ощутите малейший стук - значит, болтается вилка. Не легче,
если подшипники перетянуты. Мотоцикл и в этом случае подскажет вам: если
при движении покачиваетесь из стороны в сторону и постоянно
подруливаете, -нужно что-то предпринять. Снова вывесите колесо,
поверните руль от упора до упора с небольшим усилием, и малейшие
заедания - сигнал того, что подшипники перетянуты или изношены. Не
стоит забывать и о других подшипниках - в колесах и задней подвеске.
Износ первых делает езду неустойчивой, наблюдаются колебания руля. Это
исправит лишь незамедлительная его замена. Сложнее привести в
порядок заднюю подвеску, а точнее систему ее рычагов. Она заведует
изменением геометрии установки моноамортизатора и от нее зависит
прогрессивная характеристика подвески. Игольчатые подшипники,
находящиеся в ее шарнирах, нуждаются в регулярной смазке. Если этого не
делать, они постепенно теряют подвижность и выходят из строя. На слух
это можно определить по посторонним звукам и скрипу при работе подвески.
Оценить состояние подшипников можно при вывешенном заднем колесе,
покачивая руками маятник. Малейший люфт маятника относительно рамы и
любое ощущение свободного хода его относительно амортизатора
недопустимы! Если допустите, придется менять изношенные подшипники!
Разобрались с подшипниками? Займемся регулировкой подвесок. Но прежде,
чем хвататься за амортизаторы, вспомните об амортизаторной жидкости, что
заливается в переднюю вилку. Ее нужно регулярно менять! Старое
разложившееся масло не позволит вилке работать правильно и не защитит ее
внутренности от износа. Для начала заправляйте вилку маслом требуемой
вязкости в строго необходимом объеме. Поднабравшись опыта, можно
поэкспериментировать с этими двумя величинами, изменяя тем самым
характеристики телескопической вилки. Наконец, абсолютно все
исправно, все сто раз проверено. Но ощущение, что мотоцикл плохо
управляется, осталось. Значит, пришло время экспериментов с
регулировками подвесок. Обычно во всех спортбайках широкий диапазон
регулировок по гидравлике и жесткости пружин. Приступая к настройке,
важно помнить, что регулировки ходов сжатия и отбоя могут изменить
управляемость мотоцикла как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому
следует запомнить параметры регулировок, с которых вы начинаете. Тогда,
по крайней мере, есть гарантия не получить в итоге мотоцикл с ухудшенным
управлением. Начать следует с регулировки предварительного
поджатия пружины задней подвески - попробуйте увеличить или уменьшить
нагрузку на пружины. В первом случае поднимается задняя часть байка, что
делает управление более острым, быстрым. Ослабляя пружину, вы понижаете
мотоцикл - уменьшается дорожный просвет, и острота управления
притупляется. Поэтому очень важно правильно отрегулировать статический
прогиб (преднатяг). Эту величину легко замерить. Приподняв байк до конца
хода подвески и посмотрев, насколько он "присядет" под собственным
весом и водителем, измерьте расстояние между гайкой оси заднего колеса и
какой-нибудь меткой на заднем крыле. Оно должно составлять треть от
хода подвески мотоцикла с гонщиком в "боевой" позиции. Если большую
часть времени в седле вы проводите вдвоем, преднатяг регулируется с
водителем и пассажиром в ездовом положении. Аналогично настраивается
передняя вилка. Разобравшись с пружиной, переходим к
настройке гидравлики. Демпфирование (гашение) хода отбоя (когда пружина
стремится распрямиться после обработки неровности) должно быть
оптимальным и соответствовать характеру трассы и весу экипажа. При
недостаточном гашении пружина разжимается слишком быстро, и байк
становится неустойчивым, вихляет и раскачивается при прохождении
поворотов на высокой скорости. Передемпфированная подвеска, напротив,
излишне жесткая (не успев разжаться от предыдущей неровности, она
оказывается не готова к обработке следующей) - мотоцикл становится
грубым, трясется и вибрирует в поворотах. Ход сжатия
амортизатора - значение, на которое он сжимается при проезде
неровностей. Это самая переменчивая величина (нет двух одинаковых
колдобин), и достаточное усилие демпфирования должно быть настолько
мало, насколько это возможно. Начинать регулировку надо с "нуля"
демпфирования. В конкретных дорожных условиях недостаточное
демпфирование хода сжатия при торможении выливается в клевки передней
части. Мотоцикл делается неустойчивым, валким, руление чрезмерно легким.
Если "переборщить", колеса будут перескакивать неровности, а не
обрабатывать их (особенно заднее). При торможении передним тормозом
возникают неопределенные ощущения, при сильном торможении - чувствуется
сильная вибрация. Тестируя свой байк на знакомой трассе, отрегулируйте
подвески на максимальную послушность и управляемость. Но если
и после этих процедур работа вилки или амортизатора вас не устраивает,
считайте, пришло время для более основательных вмешательств. И знайте,
что пора копить деньги на тюнинговые подвески.
|