Маркировка шин, таблица индексов скорости и нагрузки шин
Основными параметрами любой шины
являются размер, производитель, индексы скорости шины и нагрузки на нее,
а так же некоторые дополнительные параметры.
Рассмотрим каждый из них детально.
Производитель шины
Производителем шины может быть как широко известный бренд, как
например Dunlop, Michelin, Metzeller, Pirelli, Bridgestone, Continental,
Heidenau, IRC, так и малоизвестные или менее именитые - Mitas, Avon,
Cheng Shin, Shinco, Duro, Kenda, Maxxis, Sava и другие. Как правило
именитость бренда соответствует качеству шин. Кроме этого нужно знать,
что многие бренды варят шины на различных по географии и по качеству
заводах, так к примеру Michelin, который попадает к нам варится во
Франции, Испании, Сербии, на Тайване, и качественные показатели этих
моделей очень различаются.
Модель, тип протектора шины
На каждой шине кроме названия бренда еще маркирована модель шины, по
которой можно идентифицировать модель и протектор шины, а соответственно
и ее дорожное предназначение.
Например у Michelin есть известные модели Bopper, Pilot City, Pilot Sport, Pilot Power, Macadam.
У каждой модели свои особенные конструктивные особенности, у
спортивной резины - более мягкие углы (если смотреть в профиль)
протектора, для того, чтобы улучшить поведение шины в повороте (которые
спортсмены проходят под углом, "с коленочкой"), трассовый Macadam -
оптимален для длительного нахождения в пути и т.д. Каждая модель имеет
свои особенности химического состава резины.
Кроме модели важно понимать еще и рисунок (и назначение) протектора.
Основные типы протекторов - слик (шина без рисунка, для оптимального
сцепления с максимально сухим и ровным покрытием), спортивный,
полуспортивный, городской, дорожный, вседорожный, универсальный,
дождевой.
Размер шины
Под размером шины имеется в виду числовое выражение
Х/Y-Z (например 130/70-18, как у Honda Gold Wing GL1800), где:
X - это
ширина
(поперечное сечение)
профиля
покрышки в миллиметрах,
Y - в
ысота
профиля в процентах от ширины (
это значение не указывается, если ширина указана в дюймах. Например,
3,00-10)
,
Часто
высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии
отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют
полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет
80 % или 82 %.
Z -
посадочный
размер внутреннего кольца покрышки в дюймах.
Тип шины
Как известно, шины бывают двух типв - камерные и безкамерные.
ТТ - аббревиатура от
Tube Type
(камерная) - обозначение для покрышек, предназначенных для использования
только вместе с камерой.
TL - аббревиатура
от
Tubeless (бескамерная) - указывает на то, что шину
следует использовать без камеры.
Герметичность обеспечивает слой особой
резины, нанесенный на внутреннее кольцо. Должная фиксация шины на ободе
достигается за счет хампов – особых конструктивных элементов колесного
диска.
На большинстве мотоциклов, имеющих спицованные
колеса используются покрышки типа ТТ с камерой и ободной лентой. Ободная
лента нужна, чтобы избежать повреждений камеры спицами. Теоретически бескамерная
покрышка (TL) сможет работать с камерой. Но бескамерная покрышка не рассчитана
на контакт с камерой и сколько в ней проживет камера – это вопрос. Если
колеса легкосплавные или спицованные , но рассчитаны на использование
без камеры, нет никакого смысла покупать камерные покрышки. Камера не
даст никаких преимуществ при эксплуатации.
Дата
изготовления шины - три или четыре цифры в овале на одной из
боковин.
У некоторых производителей – три или четыре последние цифры
в индивидуальном номере покрышки.
Например, (178) - 17-я неделя 1998
г.
С 2000 года введено 4-х значное число обозначение. К примеру (1105)
– 11 неделя 2005 года.
Индекс конструкции шины
"-"
- диагональная конструкция шины с углом наклона нитей корда в каркасе и брекере
30-40 град к плоскости, проходящей через ось шины. Нити корда
перекрещиваются. Конструкция профиля шины
равновесная.
"R"-
радиальная конструкция шины с радиальным расположением нитей корда. Шина обладающая
большой эластичностью и грузоподъемностью. Конструкция профиля шины неравновесная.
Индекс скорости шины
Индекс скорости - условное обозначение скорости показывает максимальную
расчетную скорость шины.
Так же, как и в случае с индексом нагрузки,
существует таблица значений индекса скорости со значениями от A (минимальное
значение) до Z (максимальное значение). Правда, с одним исключением:
буква H выпадает из последовательности и находится
между U и V, соответствуя скорости до 210 км/ч.
Несоблюдение соответствия индекса скорости
шины и максимальной скорости мооцикла (в случае, если максималка выше
индекса скорости выбранной шины) чревато быстрой потерей шиной своих
качественных показателей, вплодь до разрыва или взрыва шины.
В приводимой ниже таблице
указывается эквивалентная максимальная скорость в км/ч:
Таблица индексов скорости шин
Индекс скорости
|
Максимальная скорость, км/ч |
A |
40 |
B |
50 |
C |
60 |
D |
65 |
E |
70 |
F |
80 |
G |
90 |
J |
100 |
K |
110 |
L |
120 |
M |
130 |
N |
140 |
P |
150 |
Q |
160 |
R |
170 |
S |
180 |
T |
190 |
U |
200 |
H |
210 |
V |
240 |
W |
270 |
Y |
300 |
VR
|
>210
|
ZR |
>240 |
(W) |
>270 |
Z |
>300 |
Индекс нагрузки шины
Индекс нагрузки шины - число,
соответствующее
нагрузке, которую способна выдержать шина при максимальном внутреннем
давлении воздуха.
Несоблюдение соответствия индекса нагрузки
шины и веса груженного мооцикла (в случае, если вес мотоцикла превышает
значение индекса скорости шины) чревато быстрой потерей шиной своих
качественных показателей, вплодь до разрыва или взрыва шины.
Ниже приведена таблица индексов нагрузок, по которой определяется
ее максимальное значение:
Таблица индексов нагрузки шин
Индекс нагрузки
|
Максимальный вес, кг |
50 |
190 |
51 |
195
|
52
|
200
|
53
|
206
|
54
|
212
|
55
|
218
|
56
|
224
|
57
|
230
|
58
|
236
|
59
|
243
|
60
|
250
|
61
|
257
|
62
|
265
|
63
|
272
|
64
|
280
|
65
|
290
|
66
|
300
|
67
|
307
|
68
|
315
|
69
|
325
|
70
|
335
|
71
|
345
|
72
|
355
|
73 |
365
|
74
|
375
|
75 |
387
|
76
|
400 |
77 |
412
|
78
|
425
|
79
|
437
|
80
|
450
|
81
|
462
|
82
|
475
|
83
|
487
|
84
|
500
|
85
|
515
|
86
|
530
|
87
|
545
|
88
|
560
|
89
|
580
|
90
|
600
|
91
|
615
|
92
|
630
|
93
|
650
|
94
|
670
|
95
|
690
|
96
|
710
|
97
|
730
|
98
|
750
|
99 |
775
|
100
|
800
|
Дополнительная маркировка шины
Помимо размеров, указания максимальной нагрузки и скорости – на боковине
покрышки есть и другие обозначения.
Буква
F после обозначения размера указывает, что покрышка
предназначена только для установки на переднее колесо. Надпись
Front
Wheel или
Front Wheel Only означает то же
самое.
Покрышка с надписью
Rear Wheel
– для установки на заднее колесо.
Универсальная резина для некоторых
малокубатурных мотоциклов, скутеров и мопедов каких-либо обозначений
не имеет и может в равной степени устанавливаться как на переднее, так
и на заднее колесо.
Rotation - стрелка с надписью "Rotation" (может быть только стрелка, без надписи)
указывает
направление вращения покрышки. Покрышки с симметричным рисунком
протектора таких обозначений не имеют. Следовательно, направление
вращения покрышки не имеет значения, соответственно шину можно
устанавливать любой стороной.
Максимально допустимое давление воздуха в шине, указывается в килопаскалях
и фунтах на квадратный дюйм.
Например:
290 kpa (42psi) сold,
1psi= 6,9 кПа для шины в "холодном" состоянии.
Максимальная нагрузка указывается в килограммах или фунтах.
Например:
Max. Load 212KG 467LBS.
Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими
надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда.
Например надписи
TREAD: 2 PL- RAYON: 2 PL-STEEL означают,
что брекер шины состоит из 2 слоев вискозного корда и 2 слоев металлокорда.
Надпись
SIDEWALL 2 PL-RAYON означает из скольких слоев
и какого материала состоит каркас (в частности , боковины).
Наличие маркировки
DOT говорит о том, что данная шина
соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США
(Department оf Transportation) и допущена к эксплуатации на территории
США.
Для примера рассмотрим следующую маркировку:
DOT EB F7 D306
Обозначение
EB F7 за аббревиатурой DOT, служат
для обозначения фирмы-производителя и заводского кода.
В306 - код типоразмера, которым производители идентифицируют
шины.
Буква Е в кружке - знак официального утверждения по результатам испытаний
в рамках правил
ЕЭК ООН. Маленькая цифра рядом с буквой
Е указывает в какой стране проводилось испытание данной шины: 1 - Германия,
2 - Франция, 22 - Россия и так далее - все знаки равноценны.
Например,
Е1 75R 005-4163
Надпись
ЕСЕ R75 у знака указывает, что испытания проводились
по правилам
№75 ЕЭК ООН.
Например, обозначение
0054163
расшифровывается так:
005 - номер официального утверждения,
4163 - серийный номер продукции.
|
Категория: Трансмиссия | Добавил: Vagrant (11.04.2011)
|
Просмотров: 1848
| Рейтинг: 0.0/0 |
|