Начните с мойки и смазки цепи специальными составами: ее звенья
должны двигаться легко, без заеданий. Но смазывайте правильно. Иные
«специалисты» брызгают жидкость на наружную сторону звеньев. Не так!
Носик распылителя нужно направлять только на ролики - дальше смазка сама
растечется, куда нужно. Не торопитесь трогаться - дайте составу
впитаться, а минут через 10-15 протрите цепь насухо - иначе при езде
центробежная сила сбросит излишки смазки на покрышку, тогда и
поскользнуться недолго. Ослабьте гайку оси заднего колеса,
затем натяжные болты, по рискам натяните цепь. Следите, чтобы количество
рисок с каждой стороны было одинаковым. Проверяйте натяжение цепи так:
возьмите ее посредине и покачайте вверх-вниз. Для дорожного мотоцикла
перемещение в 2-3 см - норма. У байка для шоссейных гонок (у них ход
задней подвески обычно мал) люфт может быть чуть меньшим. Для эндуро
наоборот - большим. Если появились сомнения и у вас есть время, найдите
положение цепи, при котором она натянется сильнее всего: установите
мотоцикл на центральную подставку, отсоедините амортизатор и, качая
маятник, найдите это положение. Но должен оставаться небольшой люфт - ни
в коем случае не доводите натяг цепи до состояния струны! Правило:
лучше «недоборщить», чем «переборщить». Перетянутая цепь не только
быстрее износится, но и «съест» звездочки. Слабовато натянутая тоже их
портит, но гораздо медленнее. Однако прослабленная цепь на эндуро
способна разгромить ловушки. Обычно у мотоциклов зарубежного
производства заднее колесо можно точно выставить по рискам на маятнике.
Но случается, что после падения маятник или рама деформируются. Если
появились сомнения, проверьте соосность колес - вот так. Натяните две
веревки так, чтобы они слегка касались бортов задней покрышки и уходили к
передней. С помощью регулировочных болтов заднего колеса добейтесь,
чтобы веревки оказались на равном расстоянии от бортов передней
покрышки. Запомните расположение меток и в дальнейшем делайте поправку.
Бывает, что риски совпадают, натянутые веревки показывают, что колёса
соосны, но мотоцикл ведет себя странновато, например, в правый поворот
входит легко, а в левый - с трудом, или наоборот. Скорее всего, рама
все-таки деформировалась так, что одно из колес наклонено в вертикальной
плоскости. Ездить на таком инвалиде опасно. Самому исправить раму «в
ноль» очень сложно - обратитесь в мастерскую, но в ту, в которой есть
стапель. Можете радоваться: вскоре грязная и долгая возня с
цепью уйдет в прошлое - для многих современных мотоциклов выпускаются
комплекты для замены цепной передачи на ременную. Кого-то может
отпугнуть более высокая цена и кажущаяся ненадежность ремня. Что
говорить, такой набор приблизительно в два раза дороже, чем комплект из
новой цепи и двух звездочек. Но и служит он, как минимум, в два раза
дольше. Цепь нужно промывать, смазывать через каждые 500 км пробега или
после дождя. Помните, сколько стоят жидкости для чистки и смазки? Да и
лязг цепи при езде давит на слух. Ремень же гораздо меньше
растягивается, не требует обслуживания и работает бесшумно. Его
натяжение проверяют, поворачивая относительно его оси - он должен
повернуться на 90°. Ремень сглаживает рывки в трансмиссии -значит, КП и
сцепление прослужат дольше. Только для двух категорий мотоциклистов мы
не беремся его рекомендовать - спортсменам и владельцам очень мощных
мотоциклов, предпочитающим динамичный стиль езды.
Распыляйте очиститель цепи и смазку тошлько в зону роликов. Что бы жидкость не попала на колесо, прикрывайте его ветошью.
Ослабьте гайку колеса
Натяните по меткам цепь
У эндуро цепь натягивают при помощи зубчатых эксцентриков: на них нанесена шкала
Ременной привод этого BMW 650 CS отработал 26000 км - и ни следа износа!
|