Необходимость ношения шлема уже ни у кого не вызывает сомнений, а
на мотоциклистов без шлема смотрят как на белых ворон и такое поведение
вызывает осуждение. Те, кто ратуют за езду без шлема, наверное сами на
мотоцикле никогда не ездили, бо тут даже речи не идет о том чтобы
попасть в аварию или просто самостоятельно разложиться, достаточно
поймать камень в лоб или жука в глаз чтобы об необходимости носить шлем
не возникало и тени сомнения..
Но речь в этой статье пойдет всё-таки о поведении шлема в случае
падения или аварии. Чтобы шлем отработал на все 100, не слетел с головы
от удара о поверхность или даже просто по собственной инерции,
необходимо чтобы он был хорошо зафиксирован на голове. Как подобрать
правильно сидящий шлем – тема сегодняшней статьи.
Этап первый – подбор размера, или о пользе распальцовки.
Будем считать что вы уже определились с типом шлема (интеграл, кросс,
джет или трансформер) и с его дизайном (всё равно от первоначально
выбранного шлема не останется и воспоминания ;-) , самое время выбрать
подходящий размер. Размер шлема указан на наклейке на его визоре, в
приблизительной шкале типа S,M,L,XL,XXL и на задней части снизу, цифрой.
Цифра эта – окружность головы в сантиметрах в самой широкой ее части
(условно на уровне лба). Казалось-бы, достаточно измерить голову да и
заказать себе дешевый шлем по Интернету, однако не всё так просто.
Проблема в том, что головы отличаются не только размером, но так-же и
геометрией (или морфологией, кому как удобнее). И каждый производитель
мотоциклетных шлемов рассчитывает свою продукцию под какую-то
определенную морфологию, которая совершенно необязательно совпадет с
формой вашей головы. Так оно обычно и бывает – возьмем с полки несколько
шлемов различных производителей но одного размера, и какой-то будет
жать в области лба или висков, а какой-то наоборот свободно болтаться.
Тут остается только мерять, мерять и мерять, и не терять надежды (в
особо трудных случаях). Даже на треугольную голову найдется свой шлем.
Другая особенность которую нужно учитывать и на которой не перестают
попадаться всё новые и новые поколения мотоциклистов – это то что
внутренний ударопоглощающий каркас шлема (сделаный из пенопласта) и
обивка со временем «уседают», что выражается в увеличении фактического
размера шлема. Шлем, который прекрасно сидел в магазине, не давил и не
болтался, через два –три месяца начинает съезжать на затылок на
скорости, давить на нос, и мотыляться влево-вправо от завихрений ветра..
Понятно, что и держаться на голове такой шлем в случае аварии будет
весьма посредственно.
Как подобрать правильный размер и форму шлема, с учетом усадки? Тут нам поможет палец.
Надеваем выбранный шлем, который примерно подходит по размерам, и
сами (или с помощью продавца) решительно давим на затылок, стараясь по
максимуму приблизить голову к задней стенке шлема. Палец свободной руки
(своей или продавца) с легким усилием стараемся просунуть между своим
лбом и передней частью шлема. Должна войти первая фаланга пальца, но не
больше. И уж понятно, рука внутрь проваливаться вообще не должна.
Выводы, думаю, очевидны – если влазит больше первой фаланги, то шлем
после разнашивания будет болтаться. Ниже фотография, как быть не должно Одна фаланга – в самый раз. Меньше – удивительно как вы его вообще
надели, ну или геометрия шлема не подходит для вашей головы. На этом
этапе стоит походить минут 5 по магазину в шлеме (который прошел тест
распальцовки), и если где-то будет невыносимо давить – то геометрия
шлема не подходит. Тут следует отличать ситуацию когда шлем сдавливает (это нормально) и когда он реально ДАВИТ! С каждой минутой боль всё усиливается и усиливается. Такой шлем не нужен.
Этап второй – фиксация шлема на голове
Будем считать что
шлем подходящего размера найден. Следующий этап – убедиться что он
хорошо фиксируется головой от латеральных перемещений, проворачивания в
горизонтальной плоскости. Если тип выбранного шлема – открытый,
полулицевой или джет (что по-сути одно и то-же, и одинаково плохо), то в
силу отсутствия лицевой части эти шлема вообще никак не фиксируются от
проворачивания и уже на этом этапе выпадают из нашей статьи. Не дай бог с
ними попасть в аварию..
Чтобы проверить фиксацию шлема на голове, беремся за него двумя
руками (как показано на фотографии) и пробуем его сдвинуть относительно
головы влево-вправо.
Шлем не должен двигаться вообще. Точнее почти вообще, так как небольшое
перемещение всё-же будет иметь место, за счет кожи лица. Скажем иначе –
относительно кожи лица шлем должен быть неподвижен. Если-же удается
провернуть голову внутри шлема хоть чуть-чуть, то такой шлем скорее
всего не подходит. Иллюстрация : Почему скорее всего? Потому-что в комплекте к шлему могут идти более
толстые компоненты внутренней обивки, которые фиксируются в районе щёк.
Не исключено что их установка решит проблему фиксации шлема на голове и
исключит проворачивание. Проверьте содержимое коробки, даже очень
дешевые шлемы бывает комплектуются такой опцией! Этап третий – ремешёк и застёжка.
На этом этапе, когда
выбран подходящий размер шлема и шлем четко сидит на голове, стоит
обратить внимание на ремешек и его застежку. Перед застегиванием ремешка
следует убедиться что «лепестки», предохраняющие кожу от натирания
ремешком, не завернулись в стороны и находятся на своих местах (вдоль
ремня). Если у шлема застежка типа «двойное D» - то там ремешек
регулируется автоматически при каждом его застегивании, что удобно при
частом использовании различной экипировки и белья (виндстопперы, высокое
горло свитера и тп). Если застежка самозащелкивающаяся, то на ее
настройку придется потратить больше времени. Мало того,
самозащелкивающиеся застежки со временем съезжают по ремешку, ослабляя
фиксацию, плюс всегда есть риск того что такая защелка саморасстегнется.
У меня Шарк с такой застежкой – и как минимум три раза в год она не
срабатывает. К слову – на гоночных треках запрещены все виды застежек
кроме «двойное D». На мой взгляд это говорит о многом.
Итак, ремешек затянут настолько, чтобы чувствовать его под
подбородком, но не настолько чтобы возникали неприятные ощущения при
болтании челюстью, например. Теперь стоит попытаться снять шлем, причем
обязательно помогайте большими пальцами обеих рук сдвинуть ремешок в
сторону подбородка.
Если вам это удалось – шлем не подходит, нужно поискать модель с менее
выдающейся вперед лицевой частью. Также стоит обратить внимание на
возможные неудобства связанные с ремешком (сильно врезается в горло если
конструктивно сдвинут слишком к центру, неприятно цепляет замок и тп) Этап четвертый - испытание временем
Под временем
подразумевается минут 10 гуляния по магазину в шлеме. Поверьте, оно того
стоит. На этом этапе получается окончательно оценить вашу совместимость
с выбранным шлемом, и это лучше сделать еще до уплаты денег в кассу,
чем в последствии на мотоцикле. В идеале вы вообще забудете под конец
этих 10 минут о том что на голове шлем. Другой момент – если вы носите
очки то это самое время попробовать их надеть. Верхний срез шлема должен
находиться примерно на сантиметр выше бровей (зависит от конструкции
шлема). Засада с очками в том, что некоторые шлема сильно сдавливают
виски. И если без очков это давление равномерно распределяется по
поверхности, то с очками ношение шлема быстро превратится в пытку. Стоит
попробовать даже тем кто очки не носит, попробовать с солнцезащитными.
Меня они летом очень часто выручают, плюс на небольших скоростях
позволяют ехать с открытым забралом без риска словить что-то в глаз. Фактор конечно второстепенный, но может оказаться достаточным для перевешивания чаши весов в другую сторону.
Дополнительная информация, или хозяйке на заметку
Надеюсь
что ни для кого не секрет, что лучшей с точки зрения защиты является
шлем-интеграл. Причем понятие защиты тут комплексное, в которое входит
как защита головы мотоциклиста от повреждений, так и комфорт и
звукоизоляция. Единственным, пожалуй, недостатком является то что такая
каска еще и хорошо сохраняет тепло. Что круто зимой, но не слишком
приятно летом. Конечно, современные каски всё больше и больше поднимают
планку эффективной вентиляции, и хоть мы еще далеки от персональных
систем кондиционирования, но результаты (с учетом использования
современных материалов) радуют с каждым годом всё больше и больше.
Однако стоит иметь в виду, что чем сильнее развита система вентиляции
шлема, тем шумнее он будет на скорости! Тут уж или-или.. Еще один
интересный момент – аэродинамика. Точнее ее отсутствие, вызывающие
завихрения воздуха позади шлема, и сопутствующую им болтанку головы на
высоких скоростях и оттягивание головы назад (сильная нагрузка на шею).
Сейчас существует два различных подхода в проектировании и изготовлении
мотоциклетных шлемов, направленные на подавление этого эффекта. Первый
подход заключается в придании шлему наиболее аэродинамичной формы,
поступаясь его габаритами (в результате сюрприз – шлем не влазит в кофр,
в который влазят любые другие!)
А второй – в установке спойлеров, мешающих возникновению наиболее
неприятных завихрений. Что касается спойлеров, то имейте в виду
следующее – по требованиям безопасности они закреплены на двухстороннем
скотче, чтобы в случае аварии они могли спокойно оторваться, не мешая
продвижению шлема «фейсом по тейблу». Это такая фича а не экономия на
спичках.
Вот, пожалуй, и всё. Надеюсь вышеизложенный материал поможет вам не ошибиться при покупке нового шлема!
|